Психологическая готовность к школьному обучению

05.04.2022

Готовимся к школе:развивающие игры и упражнения

05.04.2022

Готовимся к школе: развивающие игры и упражнения

подготовка к школе, готовимся к школе, готовимся к школе задания и упражнения, готовимся школе задания упражнения скачать, психологическая подготовка к школеПоступление в школу - новый момент в жизни маленькой личности. Это встреча с новым миром - загадочным, желанным, интересным и в то же время очень непростым. Поэтому не дают покоя родителям бесконечные вопросы: что необходимо знать ребенку, как готовиться, что означает «готов ребенок к обучению в школе»?

Часто родители считают основным показателям готовности к школе знакомство ребенка с буквами, умение читать, считать, знание стихов и песен. Однако, это не совсем так. Отсутствие этих умений не требует специальной индивидуальной работы с ребенком, поскольку их формирование предполагается существующей программой и методикой обучения. Однако важно, чтобы у ребенка дошкольного возраста была сформирована психологическая готовность к школьному обучению, которая является обязательным условием успешного начала обучения и определяет наиболее благоприятный вариант развития ребенка.

Что необходимо знать будущему первокласснику:

- Свою фамилию, имя, отчество, возраст, домашний адрес, город, страну, в которой живет.

- Фамилию, имя, отчество, профессии родителей.

- Счет, математические цифры и знаки, операции с числами (сложение, вычитание, сравнение, задачи).

- Гласные, согласные звуки, деление слов на слоги, предложения - на слова).

- Времена года (последовательность, месяцы, календарь), явления природы.

- Домашних животных и их детенышей, животных теплых стран; зимующих, перелетных птиц.

- Виды транспорта по способу передвижения и назначению.

- Одежда, обувь по назначению.

- Фрукты, овощи, ягоды.

- Народные сказки, стихи.

Подготовить ребенка к школе означает:

- Позаботиться о его физическом здоровье;

- Обогатить жизненный опыт;

- Закрепить бытовые навыки;

- Развивать правильную речь;

- Научить наблюдать, думать, анализировать, собирать информацию, находить ответы, осмысливать увиденное и услышанное;

- Учить уважать мнение другого;

- Воспитывать положительное отношение к себе, своей внешности, поведению, достижениям, умению видеть свои недостатки и исправлять их, отстаивать свои интересы;

- Проверить психологическую готовность к обучению в школе;

- Постепенно формировать интерес к обучению и положительное отношение к школе в целом.

Далее представлены некоторые упражнения и игры, которые помогут наиболее полно развить у дошкольника память, мышление, внимание, так необходимые для обучения в школе. 

Игра «Кто спрятался?»

Цель: развитие образной памяти, внимания, наблюдательности.

Ребенку предлагают рассмотреть, желательно запомнить, определенное количество (от 6 до 10) картинок, игрушек или каких-либо предметов. Просят малыша закрыть глаза. В это время взрослый забирает один предмет. Задача ребенка назвать то, что исчезло. Когда ребенок усвоит игру, можно усложнять задачу: прятать по несколько игрушек, менять их местами.

Игра «Сравни и покажи»

Цель: развитие логического мышления, восприятия величины, формы и цвета предмета.

Ребенку предлагают рассмотреть два предмета и назвать схожие и отличительные признаки. С помощью данной игры ребенок лучше усвоит такие понятия, как короче-длиннее; ниже-выше; больше-меньше; шире-узкий и др.

Игра «Кто лишний?»

Цель: развитие внимания, памяти, мышления.

Ребенку показывают рисунок, на котором изображены три предмета одной группы, а один другой. Задача малыша найти лишний предмет. Объяснить к какой группе относятся предметы.

Игра «Найди отличия»

Цель: развитие произвольного внимания, памяти и мышления.

Ребенку предлагают рассмотреть два рисунка и найти чем эти рисунки отличаются друг от друга.

Игра «Умелые ручки и уверенные пальчики»

Цель: развитие тонкой моторики руки и зрительно-моторной координации.

Ребенку предлагают выполнить различные манипуляции руками:

- Нанизывание бисера, бусинок или макарон на шнурок.

- Составление различных узоров из мозаики.

- Вырезание фигуры из бумаги по контуру (плавно, не отрывая ножницы от бумаги).

- Лепка из пластилина, глины или любого теста.

- Пришивание пуговиц (дошкольники очень любят такое занятие, оно придает им ощущение взрослости и значимости).

- Раскраска рисунков и штриховки.

- Изображение графических образцов: геометрических фигур и узоров различной сложности.

Все  предложенные упражнения желательно проводить в игровой форме, ведь период дошкольного детства - это период игровой деятельности. Ценность игры в том, что в ней ребенок легко усваивает то, на что в других условиях пришлось бы приложить значительные усилия. В игре ребенок лучше запоминает, сосредоточивается и осознает. Без «игрового» периода не бывает успешного обучения в школьном возрасте, а позже не происходит развития зрелой полноценной личности.

Поэтому, играйте с удовольствием! Превращайтесь чаще в добрых волшебников и дарите своим детям те же радостные и беззаботные минуты, которые останутся навсегда в детских сердцах сладкими воспоминаниями.

Игры и упражнения на развитие внимания, памяти и мышления

05.04.2022

Игры и упражнения, способствующие развитию внимания.

 

v Развивать слуховое внимание с помощью дидактических игр.

v Часто менять формы деятельности.

v Использовать на занятиях элементы.

v Приучать проговаривать инструкцию игры несколько раз.

v Почаще наблюдать и обсуждать с детьми услышанное и увиденное.

v Учить сознательно, направлять внимание на определённые предметы и явления.

v Учить управлять  вниманием в соответствии с целью.

v Учить сосредотачиваться на известной деятельности концентрировать своё внимание на ней, не отвлекаясь.

v Создавать средства -  стимулы, которые будут организовывать внимание ребёнка.

v Для развития внимания использовать игры с правилами и игры – драматизации.

 

Ø  «Да и нет, не говорите, чёрный с белым не носите». Взрослый задаёт ребёнку вопросы. Ребёнок отвечает на них, при этом не должен называть запрещённые цвета и не говорить «да» и «нет».

Ø «Игры – головоломки».

Ø Загадки.

Ø «Найди отличия».

Ø «Найди два одинаковых предмета».

Ø «Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.Хочу такой сайт

Ø «Волшебное слово». Взрослый показывает упражнение, а ребёнок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!».

Ø «Где что было». Ребёнок запоминает предметы лежащие на столе; затем отворачивается. Взрослый передвигает предметы; а ребёнок указывает, что изменилось.

Ø «Назови, что видишь». Ребёнок за 1 мин. Должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.

     

                                  

Игры и упражнения, способствующие развитию памяти.

 

v Развивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания.

v  

v Обучать культуру запоминания.

v Учить вспоминать последовательность событий.

v Учить использовать при запоминании мнемотехнические приёмы.

v Учить использовать образ как средство развития произвольной памяти.

v Учить повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании

v Способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательные средства.

   

Ø   «Запомни предметы». Учить запоминать и воспроизводить информацию.

Ø   «Детектив». Развивать произвольное запоминание; течение 15 мин.

      рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребёнок                                  

должен назвать картинки, которые запомнил.

Ø  «Пирамида». Развивать кратковременную механическую память. Взрослый называет ребёнку сначала одно слово, ребёнок должен сразу же повторить его;  затем взрослый называет два слова, ребёнок повторяет их, затем взрослый называет три слова, ребёнок – повторяет и т.д.

Ø « Что ты видел в отпуске?». Взрослый задаёт вопросы о происходящих в отпуске событиях.

Ø «Следопыт». Взрослый показывает ребёнку игрушку и говорит, что сейчас её спрячет в комнате, ребёнок отворачивается, взрослый прячет игрушку, а ребёнок должен её найти.

Ø «Что ты ел на обед?». Ребёнок должен перечислить всё, что он ел на обед.

Ø «Одежда». Ребёнок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром.

Ø «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ; ребёнок должен повторить его.

   

Игры и упражнения, способствующие развитию восприятия.

 

v Учить детей различать предметы на ощупь.

v Формировать умение выделять признаки в предмете.

v Учить соотносить предметы по величине.

v Учить способам распознающего наблюдения.

v Развивать наблюдательность, учить внимательно и последовательно рассматривать предмет и явление.

v Помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом.

v Формировать умение составлять из частей целое.

v Различать основные признаки разных времён года.

v Учить ориентироваться в пространстве с помощью плана схемы.

v Формировать сенсорные эталоны формы.

v Способствовать развитию умения анализировать предмет, выделять в нем детали.

 «Перевертыши». Превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок.

Ø «Как пройти к  зайки», «Путешествие по комнате», «Куда пойдёшь, что найдешь». Ориентация в пространстве по плану – схеме.

Ø «Звёзды на небе». Соотносить схематическое изображение созвездий «Орёл», «Лебедь», «Рыба» с  художественным.

Ø «Узнай форму». Узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры.

Ø «Найди отличия».

Ø «Построй по росту предметы».

Ø «Сложи картинку». Составить из частей целую картинку.

Ø «Какое время года?». Взрослый называет время года, а ребёнок называет его признаки.



                  Игры и упражнения, способствующие развитию мышления.                                                     

v Развивать умственные способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности.

v Учить составлять группу из отдельных предметов.

v Учить выделять предметы по назначению и характерным признакам.

v Учить классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению.

v Учить сравнивать предметы.

v Развивать быстроту мышления через дидактические игры.

v Побуждать делать самостоятельные выводы.

v Учить отвечать на вопросы, делать умозаключения.

v Создавать сложно организованную среду, чтобы ребёнок мог взаимодействовать с разными предметами.

v Учить устанавливать причинно – следственные связи.

v Развивать мышление, используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравнения.

v Способствовать переходу к решению задач в уме.

 

 

Ø  « Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.

Ø «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу.

Ø «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру». Учить классифицировать предметы по признакам и назначению.

Ø « Антонимы». Ребёнку называют слово, а он должен назвать противоположное по смыслу. Например: «тяжёлый – легкий, сильный – слабый».

Ø « Уникуб», «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы.

Ø Загадки.

                                              

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».